понедельник, 3 декабря 2018 г.

Фильм «Нагима»

Режиссер Жанна Исабаева для меня – это казахстанский Ким-Ки-Дук и Юрий Быков в одном лице. В ее фильмах есть много похожего на этих двух режиссеров: безмолвность Ким-Ки-Дука и безысходность Быкова органично соединяются, и появляется нечто, что пронзает сердце, нанося невыносимо болезненные раны.
Фильм «Ойпырмай, или Дорогие мои дети» стоит в этом плане особняком. Смотря его, невозможно сдержать улыбку. Тем не менее, смеясь над героями, зритель чувствует и горечь этого смеха, узнавая во многом себя.
Не таков фильм «Нагима». Безмолвность и безысходность наполняют его до краев с первых минут. На фоне казахской степи разворачивается (впрочем, разворачивается – не самое подходящее слово, так как действие порой абсолютно нединамично) простая, привычная, и оттого страшная, человеческая трагедия. Трагедия маленького человека, потерянного в огромном мире, а самое главное, никому в этом мире не нужного. Сама режиссер поделилась, что главная тема в фильме – это одиночество. Я бы добавила: одиночество и ненужность.
Многих зрителей, оставивших комментарии под фильмом, раздражает, что героиня почти не разговаривает, а пустые сцены (поездка в автобусе, мытье посуды и т.д.) ужасно затянуты. Но в том-то и суть: Нагиме просто не о чем говорить, а ее жизнь настолько пуста, что и снимать, в общем-то, нечего. Если снять фильм про среднестатистического казахстанца, получится примерно то же самое – бесконечный день сурка. Молчаливые паузы заполняют (и это очень показательно) крикливые телепередачи вроде «Давай поженимся». Кстати, кадры из этой передачи отлично показывают контраст – яркая фальшивая жизнь на экране и беспросветная настоящая жизнь Нагимы и Ани.
Потеряв сестру и осознав всю глубину своего одиночества и ненужности, Нагима начинает искать любовь у других. Не найдя ни слова утешения у родной матери, вновь отвергнутая ею, девушка, подобно умирающему от жажды, кидается к парню-продавцу, умоляя его хотя бы сказать, что он ее любит. Этот эпизод как бы показывает зрителю одну из трагедий девочек, страдающих от недостатка родительской любви. В поиске этого чувства они бросаются в объятия первого встречного, а заканчиваются такие истории порой очень трагично.
Интересно, что Нагима не ищет привязанности у единственного человека, относящегося к ней по-доброму – проститутки Нинки. Возможно, потому, что осознает, что, продавая любовь за деньги, Нинка не знает ни самой любви, ни ее ценности.
Нагима каким-то непостижимым образом уносит из детского дома маленькую дочку умершей Ани. Но ребенок не избавляет ее от всепоглощающего одиночества. Наоборот, держа малышку на руках, Нагима понимает страшное: она НЕ МОЖЕТ полюбить ребенка. Не может, потому что не знает, что такое материнская любовь. Ее никто никогда не любил и не учил любить, и недостижимость этого самого главного чувства, делающего человека человеком, приводит Нагиму к ужасному выводу: никто и никогда не полюбит малышку, даже она. И чтобы ребенок не испытал то же самое чувство безысходного одиночества, в котором живет сама Нагима, она и доводит все до логического, с ее точки зрения, конца.
Фильм тяжелый, вскрывающий многие язвы на теле нашего общества. Судьба Нагимы похожа на судьбы многих выпускников детского дома. И одна из главных мыслей фильма, по моему мнению, это то, что только получающий любовь может ее отдавать. В ином случае трагедия одиночества неизбежна.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий